Не так давно ЦСР опубликовал отчет: Карта нормотворчества 2024. Характеристика принятых актов, роль бизнеса. Он содержит любопытную статистику, которая касается энергетики.
Например, из документа следует, что:
- НПА, посвященные энергетике, занимают 2-е место по числу замечаний, полученных в рамках процедуры ОРВ. В этом энергетика уступает только сфере госуправления;
- Минэнерго – 2-й после Минфина разработчик НПА по числу полученных замечаний к проектам НПА;
- Минэнерго – лидер по доле проектов НПА, в отношении которых поступили замечания (53,7% от всех НПА, разработанных ведомством). По этому показателю Минэнерго в два раза превзошло идущий вторым Росреестр (26,7%).
Но самое интересное – то, что Минэнерго учло только 20,2% полученных замечаний (для сравнения: у Ростехнадзора – 95,2%, у Росприроднадзора – 99,8%).
Что может означать такой показатель?
Во-первых, игнорируя около 80% замечаний, регулятор реализует правотворчество без учета интересов значительной части субъектов, несогласных с внедряемыми нормами.
Во-вторых, издание НПА при низком уровне учета замечаний усложняет прогнозируемость НПА, может необоснованно увеличивать регуляторную и финансовую нагрузку на бизнес.
В-третьих, издание НПА, несмотря на большое количество несогласных с ним, свидетельствует о системных сбоях в организации диалога бизнеса и регулятора.
Очевидно, что существующие процедуры ОРВ, в результате которых такая статистика стала возможной, явно не способствуют достижению официально заявленных целей ОРВ: улучшение делового климата и инвестиционной привлекательности, выявление и предупреждение избыточных обязанностей, запретов и др. А значит данные процедуры требуют скорейшей оптимизации.
Правовые заключения — подготовка юридических заключений по сложным вопросам энергетики.
