Правовые вопросы энергоснабжения при майнинге

Патимат Гамзатова, главный юрисконсульт Юридического управления ПАО «Т Плюс»


В рамках своего исследования автор статьи проводит анализ действующего законодательства на предмет выявления нормативных требований к такому виду коммерческой деятельности, как майнинг криптовалюты. Автор выделяет общие и специальные требования законодательства, к которым в основном относятся требования энергетического законодательства.

По мнению автора, несовершенство специального законодательства в целом определяет довольно рисковый характер майнинговой деятельности. При этом степень возможных юридических рисков может варьироваться в зависимости от выбранного формата организации электроснабжения объектов майнинга, которое может строиться либо по модели энергоснабжения от внешнего энергоисточника, либо по модели энергоснабжения от собственного энергоисточника.

В результате анализа требований энергетического законодательства автор приходит к выводу о том, что на сегодняшний день наименее рисковым в плане регулирования является вариант реализации майнинга на арендуемом объекте, энергоснабжение которого организовано его арендодателем от внешнего энергоисточника.


I. Введение

С развитием в нашей стране майнинговой деятельности постепенно формируется ее правовое регулирование. Принят базовый для майнинга Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 259-ФЗ), а также ряд принятых в его развитие подзаконных актов. Федеральным законом от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы о майнинге введены и в законодательство об электроэнергетике.

Таким образом, правовое регулирование майнинговой деятельности постепенно начинает обретать все более ясные очертания, а значит планирование майнинга требует оценки не только его экономической перспективности, но и соответствия действующим регуляторным требованиям.

Что касается общих требований, то здесь, прежде всего, следует удостовериться в отсутствии законодательных ограничений к осуществлению майнинга на конкретной территории[1].

Кроме того, если майнинг отвечает признакам предпринимательства, то необходимо выполнить базовые для такой деятельности нормативные установки:

  • государственная регистрация (в качестве самозанятого, индивидуального предпринимателя или юридического лица);
  • уплата налогов, применимых к лицу, занимающемуся предпринимательством.

Важно соблюсти и требование ч. 1 ст. 14.2 Закона № 259-ФЗ, согласно которому заниматься майнингом можно только с момента включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты.

Необходимо обеспечить выполнение и экологических нормативов, а также санитарно-эпидемиологических требований, определяющих допустимый уровень шума[2] . Это в особенности важно для майнинга, реализуемого в многоквартирных жилых домах или в непосредственной близости от них.

Но майнинг невозможен без электроэнергии – она является основой работы оборудования, при помощи которого реализуется майнинг. Следовательно, при осуществлении такой деятельности важно учитывать специальные требования энергетического законодательства.

Данная задача особенно актуальна в свете того, что несоблюдение специальных требований энергетического законодательства сопряжено с весьма ощутимыми правовыми и финансовыми последствиями. Такое положение определяет актуальность акцентированного исследования указанных требований.

II. Требования энергетического законодательства к майнингу

Важно учитывать, что применимое регулирование, риски его несоблюдения, а также вероятность их реализации зависят от выбранного формата энергоснабжения объектов майнинга. При этом существует по меньшей мере два основных формата энергоснабжения таких объектов:

  • энергоснабжение от внешнего источника;
  • энергоснабжение от собственного источника.

Следовательно, анализ специального регулирования целесообразно производить с учетом именно указанных вариантов организации энергоснабжения объектов майнинга.

1. Энергоснабжение от внешнего источника

Наиболее распространенными видами правоотношений, организующих электроснабжение объектов майнинга от внешнего энергоисточника, являются отношения энергоснабжения и отношения аренды.

Отношения энергоснабжения

Правоотношения энергоснабжения имеют место в том случае, когда лицо, осуществляющее майнинг, вступает в договорные отношения непосредственно с лицом, продающим энергию. Такой вариант организации электроснабжения требует от лица, занимающегося майнингом, реализации, как минимум, следующих шагов:

  • техприсоединение к сетям;
  • заключение договора на приобретение энергии;
  • организация приборного учета потребляемой энергии;
  • оплата потребляемой электроэнергии;
  • соблюдение иных требований.
Техприсоединение к сетям

Технологическое присоединение к электросетям – не только технический базис, но и юридическая основа энергоснабжения: в силу п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Следовательно, энергоснабжение майнинга возможно только в условиях технологической присоединенности объекта, на котором производится майнинг.

Вопросы технологического присоединения урегулированы ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В свою очередь, подключение объекта майнинга к электрическим сетям и потребление электроэнергии при нереализованной процедуре технологического присоединения данного объекта может быть признано самовольным подключением, с которым связан риск наступления таких негативных последствий, как:

  • взыскание стоимости бездоговорного потребления энергии в (п. 2, 84 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442)) в размере, который значительно превышает стоимость фактического энергопотребления;
  • привлечение к уголовной ответственности (ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»);
  • привлечение к административной ответственности (ст. 7.19 КоАП РФ «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа»).
Заключение договора на приобретение энергии

Приобретение электроэнергии возможно в силу договора энергоснабжения или договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (§6 гл. 30 ГК РФ, раздел III Основных положений № 442).

Отличие первого договора от второго состоит в объеме обязательств продавца энергии. Объем обязательств по договору энергоснабжения выше, чем объем обязательств по договору купли-продажи и, помимо собственно обязанности по подаче энергии покупателю, предполагает еще и урегулирование взаимоотношений с сетевой организацией по передаче электроэнергии в адрес ее покупателя.

Потребление электроэнергии в отсутствие договора может быть признано бездоговорным (п. 2 Основных положений № 442) и сопряжено с теми же негативными последствиями, что актуальны для самовольного подключения к сетям: взыскание стоимости бездоговорного потребления энергии, привлечение к уголовной и административной ответственности.

Помимо просто заключения договора на покупку энергии важно убедиться в том, что в договор включены абсолютно все точки подключения объекта майнинга к электрической сети. Только в этом случае можно говорить об отсутствии оснований для признания энергопотребления бездоговорным.

Организация приборного учета потребляемой энергии

Приборный учет потребляемой электроэнергии урегулирован разделом X Основных положений № 442. При этом нереализация предусмотренных законодательством шагов по организации приборного учета, а также нарушение учета могут повлечь за собой признание потребления энергии безучетным (п. 2 Основных положений № 442).

В частности, к безучетному потреблению энергии могут привести следующие факторы:

  • нарушение пломб и знаков визуального контроля, установленных на приборе учета, а также на элементах измерительного комплекса;
  • механические повреждения прибора учета, а также элементов измерительного комплекса;
  • несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета);
  • несоблюдение обязанности по своевременной поверке элементов измерительного комплекса;
  • иные действия (бездействие) потребителя, которые приводят к искажению показаний прибора учета.

С этим связаны риски активации расчетной методики определения энергопотребления (п. 187 Основных положений № 442), в результате чего объем такого потребления, подлежащий оплате потребителем, может в разы превысить его фактическое энергопотребление.

Оплата потребляемой энергии

Критически важное значение для бесперебойного майнинга имеет надлежащее выполнение обязанности по оплате энергопотребления на объекте майнинга (п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 544 ГК РФ, п. 82 Основных положений № 442).

Ненадлежащее исполнение данной обязанности может привести к ограничению энергоснабжения должника (абз. 2 пп. «б» п. 2 и пп. «а» и «б» п. 4 Правил ограничения № 442). Поэтому вопросам надлежащей (полной и своевременной) оплаты энергии следует уделить особое внимание. В противном случае бесперебойность майнинга может быть под угрозой.

Вопрос надлежащей оплаты потребляемой энергии особенно актуален в условиях майнинга, реализуемого в жилых домах. В этом случае задолженность лица, осуществляющего майнинг, может сформироваться в результате оплаты им энергии по более низкому тарифу (для населения), применимому исключительно к коммунально-бытовому использованию электроэнергии. Между тем, учитывая, что энергопотребление для целей майнинга, как правило, не отвечает параметрам коммунально-бытового потребления, продавец энергии, выявив факт «коммерческого» использования энергии, может доначислить лицу, занимающемуся майнингом, стоимость энергии по более высокой ставке, применимой к энергопотреблению в условиях предпринимательской деятельности, что в итоге повлечет за собой формирование задолженности потребителя.

В настоящее время данная проблема постепенно нивелируется введением дифференцированных тарифов на электроэнергию, применимая ставка которых варьируется в зависимости от фактических объемов энергопотребления на конкретном объекте. Тем не менее, о рисках некорректного применения тарифа следует по-прежнему помнить.

Соблюдение иных требований

Лицу, занимающемуся майнингом, важно выполнять и иные нормативные требования энергетического законодательства, среди которых следует выделить:

  • соблюдение предусмотренного договором энергоснабжения режима потребления энергии (п. 1 ст. 539 ГК);
  • обеспечение безопасного режима эксплуатации находящихся в ведении потребителя энергетических сетей и обеспечение исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 543 ГК);
  • обязанность незамедлительно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п. 1 ст. 543 ГК РФ).

Применительно к майнингу, реализуемому в многоквартирных домах, также актуально соблюдение пп. «а», «е» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которым потребитель не вправе:

  • использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;
  • несанкционированно подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Несоблюдение данных требований может повлечь аварии, выход из строя энергооборудования. Это, в свою очередь, сопряжено с высоковероятным взысканием убытков с лица, реализующего майнинг, владельцами электросетевой инфраструктуры и другими лицам (п. 1, 2 ст. 15, п. 1 ст. 547 ГК РФ).

Отношения аренды

Арендные правоотношения актуальны для ситуации, когда лицо, осуществляющее майнинг, оплачивает энергию в составе арендой платы в адрес лица, у которого арендуется объект, где реализуется майнинг.

В этом случае именно арендодатель вступает в отношения энергоснабжения с продавцом энергии. В свою очередь, лицо, осуществляющее майнинг (арендатор объекта), компенсирует арендодателю стоимость электроэнергии, потребляемой на арендуемом объекте.

Такая форма обеспечения электроэнергией объектов майнинга не требует от арендатора соблюдения всех вышеупомянутых требований, применимых к отношениям энергоснабжения. Следовательно, арендатор не подвержен и связанным с энергоснабжением юридическим и прочим рискам.

Но в этом случае есть свои нюансы, которые следует учитывать лицу, реализующему майнинг.

Во-первых, надо позаботиться о корректном описании условий договора аренды, которые будут регулировать вопросы энергоснабжения арендуемого объекта.

В частности, из условий арендной сделки должно однозначно следовать, что в части энергоснабжения арендуемого объекта между арендатором и арендодателем имеют место именно арендные отношения, а не отношения купли-продажи энергии. Здесь также важно указать, что компенсация стоимости энергии производится арендатором именно в адрес арендодателя (а не напрямую в адрес энергоснабжающей организации) и именно в составе арендной платы. В противном случае есть вероятность квалификации условий договора в качестве отношений энергоснабжения, а не аренды.

Такой риск и связанная с необходимостью его профилактики целесообразность вышеуказанной конкретизации договора аренды подтверждается правоприменительной практикой. Так, например, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в своем определении от 11.06.2021 по делу № 308-ЭС21-1900 (№ А32-22290/2019) указала, что применение к арендатору помещения последствий бездоговорного потребления энергии возможно лишь тогда, когда обязанность по оплате энергии возложена на него договором аренды.

Во-вторых, лицу, осуществляющему майнинг, необходимо уделить внимание условиям арендной сделки о порядке определения размера компенсации за энергию.

Важно учитывать, что законодательство не содержит требований к размеру такой компенсации, в связи с чем стороны могут договориться о любом комфортном для себя порядке его определения.

Как правило, размер платы за энергию определяется в переменной части арендной платы и может рассчитываться, например, исходя из:

  • объема потребленной энергии и цен (тарифов) поставщиков энергии;
  • объема потребленной энергии и цен, превышающих цены (тарифы) поставщиков энергии;
  • объема потребленной энергии и цен, определенных арендодателем самостоятельно (например, с учетом калькуляции арендодателя);
  • расходов арендодателя на выработку электроэнергии на собственном энергоисточнике и др.

В зависимости от конкретных факторов энергоснабжения наиболее удачными для арендатора представляются, на взгляд автора, варианты определения платы с учетом объема потребленной энергии и цен (тарифов) поставщиков энергии или же с учетом расходов арендодателя на выработку электроэнергии на собственном энергоисточнике.

Предпочтительность указанных вариантов связана прежде всего с тем, что их применение может с большей вероятностью обеспечить для арендатора экономическую обоснованность расходов (фактических затрат арендодателя на энергоснабжение), включаемых в переменную часть арендной платы, которую он должен уплатить арендодателю.

2. Энергоснабжение от собственного источника

При определенных обстоятельствах вариант энергоснабжения от собственного энергоисточника может стать для лица, занимающегося майнингом, эффективным способом минимизации расходов на потребляемую электроэнергию. Это связано либо с полным отсутствием обязательств такого лица по оплате электроэнергии в адрес поставщиков энергии (например, по причине отсутствия присоединения объектов майнинга к внешней электрической сети), либо с обязательством по оплате только объемов энергопотребления, превышающих выработку энергии на собственном энергоисточнике (например, по причине отнесения такого лица в силу абз. 1 п. 63 Основных положений № 442 к категории потребителей с блок-станцией).

Но организация майнинга на собственном энергоисточнике – задача нетривиальная и требует учета массы нормативных установлений, несоблюдение которых сопряжено с юридическими рисками.

Запрет совмещения майнинга и производства электроэнергии

Прежде всего в этом контексте следует учитывать установленный законом запрет на совмещение майнинга с деятельностью по производству электрической энергии.

Данный запрет вытекает из ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». Согласно указанному запрету юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать осуществление майнинга цифровой валюты с деятельностью по передаче электрической энергии, деятельностью по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, деятельностью по производству или купле-продаже электрической энергии.

На первый взгляд из указанного положения вытекает абсолютный запрет на одновременный майнинг и производство электроэнергии. Следовательно, в логике этого запрета лицо, осуществляющее майнинг, в принципе лишено возможности самостоятельно вырабатывать электроэнергию для обеспечения принадлежащих ему объектов майнинга.

Между тем, реальную область указанного законодательного ограничения целесообразно определять с учетом телеологического толкования, которое состоит в выяснении целевой направленности нормы права.

Очевидно, что содержащийся в законе запрет на одновременный майнинг и на производство электроэнергии введен для того, чтобы предотвратить возможный энергодефицит в системе, наступление которого может быть спровоцировано использованием майнинговым оборудованием значительных объемов вырабатываемой электроэнергии. Учитывая энергоемкий характер оборудования для майнинга, такое «непрофильное» использование энергии ее производителем может негативно сказаться на надежности энергоснабжения потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к объектам электрогенерации.

Исходя из этого, можно предположить, что установленный законом запрет совмещения майнинга и производства электроэнергии неприменим к «изолированным» от внешней энергосистемы объектам электрогенерации, которые не имеют ни присоединения к внешней электросети, ни присоединенных потребителей и используются исключительно для производственных нужд владельцев энергообъектов. В логике такого толкования «изолированное» энергопотребление при помощи собственного энергоисточника, напротив, должно решать проблему энергодефицита, поскольку в этом случае оборудование для майнинга не отвлекает на себя объемы энергии из внешней энергосистемы.

Между тем, учитывая отсутствие на сегодняшний день правоприменительной практики, которая подтверждала бы корректность данного толкования, существует риск признания незаконным совмещения майнинга и производства энергии применительно ко всем без исключения объектам электрогенерации. И несмотря на то, что в законодательстве прямо не определены последствия несоблюдения указанного запрета, майнинговые проекты, предполагаемые к реализации непосредственно на объектах энергогенерации, следует, на взгляд автора, отнести к категории рисковых.

Проблема майнинга на арендуемой части энергообъекта

Нередко для целей майнинга, планируемого к реализации на энергообъекте, арендуется часть генерирующего оборудования такого объекта, например, размещаемая на ТЭЦ газотурбинная установка (далее – ГТУ). Но легитимность такого рода арендных сделок вызывает сомнение.

Помимо того, что в контексте вышеупомянутого запрета на совмещение майнинга с производством энергии сам энергообъект (ТЭЦ), скорее всего, должен быть «изолирован» от внешней энергосистемы, арендуемая ГТУ должна быть кроме того обособлена в качестве самостоятельного объекта аренды. Возможность такого обособления определяется фактом делимости вещи, т.е. возможности ее раздела без изменения назначения (ст. 133 ГК РФ), а также возможности использования индивидуализированной вещи для той же цели, что и первоначальная вещь.

Таким образом, если, например, арендуемая ГТУ функционирует в составе ТЭЦ, то аренда ГТУ будет легитимной только при возможности ее выделения из состава ТЭЦ без изменения назначения самой ТЭЦ и при одновременной возможности дальнейшего использования ГТУ в качестве самостоятельной ТЭЦ.

Невозможность обеспечения указанных параметров функционирования ТЭЦ и ГТУ будет с высокой долей вероятности свидетельствовать о нелегитимности договора аренды ГТУ (п. 1 ст. 168 ГК РФ). При этом, учитывая, что технически обеспечить такие условия работы ТЭЦ и ГТУ можно не всегда, арендные сделки подобного рода в большинстве своем представляются с правовой точки зрения крайне неустойчивыми.

Проблема несоблюдения прочих нормативных требований

Перечень актуальных нормативных требований и связанных с ними рисков может варьироваться как в зависимости от параметров энергоисточника (его мощности, наличия или отсутствия присоединения к внешней электросети, наличия или отсутствия присоединенных потребителей и т.п.), на котором реализуется майнинг, так и в зависимости от объема прав на этот энергоисточник (владение всем объектом или только его частью), которыми наделяется лицо, реализующее майнинг.

Но практика показывает, что наиболее ощутимые юридические риски для владельцев энергоисточников сопряжены с техногенными угрозами, которые связаны с ненадлежащей эксплуатацией таких объектов и реализация которых может обернуться ущербом жизни и здоровью людей, окружающей среде и имуществу третьих лиц.

В этом смысле к разряду наиболее значимых следует отнести нормативные требования:

  • к промышленной безопасности опасных производственных объектов[3];
  • к эксплуатации объектов энергетики[4];
  • к установлению охранных зон энергообъектов[5].

Например, аварийность на энергообъекте, связанная с его ненадлежащей эксплуатацией, может быть сопряжена с ответственностью, предусмотренной:

  • ст. 217 УК РФ «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • ст. 217.1 УК РФ «Нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»;
  • ст. 9.1 КоАП РФ «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Нарушение же нормативов установления охранных зон энергообъектов, в зависимости от наступивших в связи с этим последствий, может повлечь за собой для владельца энергообъекта как уголовную ответственность (например, в случае причинения вреда жизни и здоровью людей), так и гражданско-правовую ответственность (например, в случае причинения вреда имуществу третьих лиц).

С учетом изложенного соблюдение всех вышеперечисленных нормативов является одной из первостепенных задач лица, реализующего майнинг на принадлежащем ему энергообъекте.

III. Заключение

Законодательство о майнинге только формируется и неизбежно будет трансформироваться. В связи с этим несформированной и сложно прогнозируемой является практика применения такого законодательства. С правовой точки зрения все это относит майнинг к довольно рисковому виду предпринимательства.

Не последнюю роль в этом играет значительный объем требований энергетического законодательства. Такое положение требует от лица, занимающегося майнингом, скрупулезной проработки актуальных нормативных положений и реализации мер, направленных на профилактику рисков, связанных с нарушением существующих положений НПА.

См также наш материал "Энергоснабжение при майнинге: требования закона и риски их нарушения".


Сноски:

[1] См. постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1869 «Об установлении запрета на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях субъектов Российской Федерации».

[2] См. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 1.2.3685-21.

[3] См. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

[4] См. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070.

[5] См. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» Постановление Правительства  от 26.08.2013 № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства».


Правовые заключения — подготовка юридических заключений по сложным вопросам энергетики.

Image

Интересные материалы

Все материалы
Не пропускайте обновления портала и самые важные юридические события в энергетике

Подпишитесь на наш телеграм!

Почта: info@energolegal.ru
Телеграм: energolegal_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.