Электросети в строительных проектах: правовые вопросы создания и владения

Азамат Жанэ, основатель портала "Правовые аспекты энергоснабжения"


Зачастую строительные проекты связаны с созданием и последующим владением электросетями[1]. При этом создание и владение электросетью характеризуется особым правовым режимом и сопряжено с некоторыми юридическим рисками.

Например, электросеть, задействованная в передаче энергии высокого напряжения, представляет повышенную опасность для окружающих. Данный фактор влечет безвиновную ответственность владельца электросети за ущерб, причиненный третьим лицам в результате ее использования (ст. 1079 ГК РФ).

Владение электросетью может формировать и ряд обязательств, не связанных с причинением вреда или нарушением каких-либо норм (например, техническое обслуживание и ремонт, невоспрепятствование перетоку энергии, налоговые обязательства и др.).

Всё это актуализирует для застройщиков задачу анализа применимого регулирования и практики его применения на предмет выявления наиболее проблемных аспектов создания и владения электросетями. В данном контексте особое внимание следует уделить таким вопросам, как:

  • соблюдение правил размещения электросетей;
  • установление и контроль соблюдения охранной зоны электросетей;
  • владение электросетями в отсутствие статуса сетевой организации;
  • налогообложение владельцев электросетей.

Соблюдение правил размещения электросетей

Базовые нормативы размещения электросетей закреплены приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок». Данный документ содержит требования к проводам и линейной арматуре, к изоляции проводов, к их заземлению и защите от перенапряжений, требования к опорам, к пересечению и сближению сетей с различными объектами, требования к проектированию и защите сетей от воздействия окружающей среды, требования к прокладке сетей через различные виды местности и др.

Важно учитывать и особенности размещения электросетей на землях различных категорий, например, на землях лесного фонда.

Так, Верховный Суд РФ считает недопустимой прокладку электросетей через лесопарковую зону для обеспечения электроснабжения объектов недвижимости, находящихся за границами указанной зоны (см. определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.06.2023 № 310-ЭС22-25715 по делу № А36-2662/2021). Суд, в частности, отмечает, что:

  • исходя из разрешительного типа правового регулирования лесных отношений, размещение объектов электросетевого хозяйства в лесопарковых зонах возможно только для энергоснабжения объектов, размещение которых допускается лесным законодательством в данных зонах. Исключение составляют объекты, возведенные до утверждения границ территории лесопарковой зоны либо до утверждения соответствующих ограничений. При этом возведение в лесопарковой зоне линий электропередачи для обеспечения электроснабжения объектов недвижимости, находящихся за границами указанной зоны, не допускается лесным законодательством;
  • рубка лесных насаждений в лесопарковых зонах, относящихся к защитным лесам, может быть осуществлена только в определенных случаях, и строительство линейных объектов для технологического присоединения объектов недвижимости, не связанных с ведением рекреационной деятельности, к ним не относится. Прокладка линии электропередачи и ее последующая эксплуатация с учетом охранной зоны невозможны без сплошной или выборочной рубки лесных насаждений, что приведет к незаконному использованию леса, расположенного в лесопарковой зоне;
  • несмотря на то, что прокладка кабельной линии через лес необходима для техприсоединения к системе энергоснабжения строящегося жилого дома, данные обстоятельства не влекут за собой обязанность госоргана выдать разрешение на использование лесного участка в указанных целях;
  • с учетом того, что согласно нормам лесного законодательства защитные леса подлежат освоению и использованию только для сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, необходимо решить вопрос об обеспечении энергоснабжения прежде всего через имеющиеся сети, расположенные в обход лесопарковой зоны, в том числе путем реконструкции этих сетей и имеющихся трансформаторных подстанций.

Вместе с тем размещение объектов капитального строительства на землях лесного фонда допускается в том числе для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, к которым относятся и электросети (п. 3 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ). При этом для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (в т.ч. электросетей) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки леса (ч. 5 ст. 21 ЛК РФ).

Следовательно, помимо получения права пользования земельными участками, на которых планируются к размещению электросети, необходимо соблюдать такие важные процедурные моменты, связанные с началом рубки леса, как составление проекта освоения лесов и подача лесной декларации.

Согласно п. 18 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434, лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обязаны в том числе:

  • составлять проект освоения лесов в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ;
  • подавать ежегодно лесную декларацию в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЛК РФ.

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ч. 1 ст. 26 ЛК РФ). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута, публичного сервитута (ч. 2 ст. 26 ЛК РФ).

Лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов после получения извещения о приеме лесной декларации (абз. 3 п. 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утв. приказом Минприроды России от 29.04.2021 № 303).

Это значит, что до начала строительства электросетей и связанной с этим рубкой лесных насаждений необходимо оформить проект освоения лесов, а также подать лесную декларацию в соответствии с проектом освоения лесов.

Невыполнение этих требований при прокладке электросетей сопряжено со следующими правовыми рисками:

  • привлечение к уголовной ответственности по ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений» и (или) к административной ответственности по следующим статьям КоАП РФ:
  • ст. 7.9 «Самовольное занятие лесных участков»;
  • ст. 8.25 «Нарушение правил использования лесов»;
  • ст. 8.28 «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан»;
  • ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)»;
  • досрочное расторжение договоров аренды лесного участка, а также принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращение сервитута, публичного сервитута в связи с невыполнением лесохозяйственного регламента и/или проекта освоения лесов (ч. 2 статьи 24 ЛК РФ), иных нормативных требований при строительстве линейных объектов (пп. 4 п. 6 ст. 48 ЗК РФ) и/или необходимость освобождения лесного участка от построенных объектов (п. 9 ст. 39.50 ЗК РФ);
  • компенсация вреда, причиненного лесам (ст. 100 ЛК РФ).

Таким образом, соблюдение вышеописанных нормативов размещения электросетей – важный фактор профилактики, который может исключить в т.ч. и юридическую ответственность владельца сетей.

Установление и контроль соблюдения охранной зоны электросетей

Охранная зона электросетей устанавливается для защиты жизни и здоровья людей, а также для безопасной эксплуатации сетей. По этой причине в границах охранной зоны ограничено использование земельных участков и ограничено размещение и использование объектов недвижимости. Кроме того, ограничено использование земельных участков для осуществления тех видов деятельности, которые не совместимы с целями установления охранной зоны электросетей (пп. 1 п. 2 ст. 56, ст. 104 ЗК РФ).

Границу охранной зоны определяет владелец электросетей. При установлении границы охранной зоны он должен руководствоваться нормативами границ, предусмотренными Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила № 160). В частности, охранная зона устанавливается вокруг электросетей, определяется их напряжением и подлежит обязательной маркировке путем установки предупреждающих знаков.

Ключевой проблемой, с которой сталкиваются владельцы электросетей в рамках установления охранной зоны, является незаконное размещение третьими лицами своих объектов в охранной зоне сетей. С этой проблемой связано и наибольшее число судебных споров.

В силу п. 12 Правил № 160 при обнаружении в охранных зонах зданий и сооружений, размещенных с нарушением установленных требований, а также при обнаружении фактов осуществления деятельности с нарушением установленных требований, владельцы электросетей направляют заявление об этих фактах в Ростехнадзор и вправе обратиться с требованием об устранении допущенных нарушений в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

При судебном понуждении к выносу (демонтажу) объектов из охранной зоны сетей важно учитывать уже сформированную судебную практику, которая обозначает достаточно четкие ориентиры перспективности обращения владельца электросетей в суд.

Так, например, из определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.09.2016 по делу № 309-ЭС16-5381 (№ А71-15106/2014) следует, что объекты недвижимости, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем энергоснабжения, подлежат сносу за счет средств лиц, допустивших нарушение.

Между тем, при принятии решения о принудительном сносе объектов, построенных ближе установленных минимальных расстояний до энергообъекта, подлежит предварительной оценке информированность (на момент строительства объекта) заинтересованных лиц о месте расположения энергообъекта (см. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 № 9-КГ17-11).

Аналогичной позиции придерживается и Конституционный Суд РФ, который в своем постановлении от 11.11.2021 № 48‑П отметил, что требование к собственнику объекта, незаконно возведенного в охранной зоне, может быть удовлетворено за счет собственника данного объекта без предоставления ему эквивалентного возмещения лишь только в том случае, когда лицо знало о наличии ограничений на строительство.

Одновременно с этим Верховный Суд РФ придерживается мнения о том, что сам по себе факт строительства объекта в охранной зоне электросетей еще не означает обязательность сноса объекта строительства. Согласно выработанной позиции суда демонтаж строений, незаконно размещенных в охранной зоне, возможен только при доказанной угрозе нарушения безопасной работы объектов электросетевого хозяйства или угрозе жизни либо здоровью неопределенного круга лиц (см., определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.03.2020 по делу № 310-ЭС19-11707 (А48-2996/2016) и от 21.11.2023 № 305-ЭС23-9708 по делу № А41-31486/2022).

Таким образом, перспективность обращения владельца электросетей в суд с требованием об устранении нарушений в каждом случае требует предварительной оценки с учетом конкретных обстоятельств, а также с учетом уже выработанной практики.

Соблюдение особенностей регламентации и ограничений, обусловленных охранными зонами электросетей, а также принудительный вынос объектов из охранной зоны сетей позволяет предотвратить различные негативные последствия, связанные с эксплуатацией сетей: ущерб жизни и здоровью людей, ущерб окружающей среде, ущерб имуществу третьих лиц и т.п. Но это еще и важный фактор профилактики юридических рисков, с которыми сталкиваются сами владельцы сетей.

Неукоснительность соблюдения действующей регламентации, а также проактивность владельца сетей в обеспечении соблюдения нормативных ограничений третьими лицами может при определенных обстоятельствах исключить юридическую ответственность владельца сетей.

Это актуально, например, для ситуации, когда в условиях публично зафиксированной информации об охранной зоне в ЕГРН, третьи лица, проигнорировав указанную информацию, нарушают установленные в охранной зоне сетей запреты, следствием чего являются различного рода инциденты (утрата имущества в результате контакта с сетями, поражение электрическим током и т.п.). В данном случае факт ранее состоявшейся инициативной фиксации владельцем сетей границ охранной зоны в ЕГРН, а также настойчивость владельца сетей в части обеспечения соблюдения охранной зоны третьими лицами может позволить владельцу сетей избежать юридической ответственности, связанной с произошедшим инцидентом.

Неукоснительность соблюдения предписаний закона, а также проактивность владельца сетей в обеспечении соблюдения нормативных ограничений третьими лицами может, равным образом, обеспечить для владельца сетей и более эффективное взыскание убытков, причиненных ему в результате повреждения принадлежащих ему сетей третьими лицами.

Такая ситуация актуальна, например, для случаев повреждения сетей в результате строительных или земляных работ, реализуемых в непосредственной близости к сетям и при игнорировании производящими данные работы лицами зафиксированной охранной зоны сетей.

Владение электросетями в отсутствие статуса территориальной сетевой организации

Территориальная сетевая организация (далее – ТСО) – это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии и которая соответствует утвержденным Правительством РФ критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО (абз. 31 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Указанные критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» и представляют собой требования к техническим параметрам электросетей, количественным и качественным показателям деятельности их владельцев.

При этом в силу абз. 2 п. 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, основанием для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении лица, владеющего электросетями, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО.

Одновременно с этим п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, устанавливает, что владельцы электросетей вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства только после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Данным пунктом также предусмотрено, что владельцы электросетей, через которые опосредованно присоединено энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Иными словами лицо, владеющее электросетями, вправе оказывать возмездные услуги по передаче электроэнергии по этим сетям только в случае соответствия данного лица установленным законом критериям ТСО и только после получения тарифа на указанные услуги. В противном случае владелец электросетей обязан организовать безвозмездный переток энергии через свои сети присоединенным потребителям.

Одновременно с этим в силу ст.ст. 210, 211 ГК РФ владелец сетей несет бремя их содержания и риски случайного повреждения (гибели).

Кроме того, на владельца сетей возложена обязанность оплачивать стоимость потерь, возникающих в его сетях (абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.п. 129, 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Сложности владельцев электросетей, связанные с несоответствием критериям ТСО, констатировал и Конституционный Суд РФ. В своем постановлении от 25.04.2019 № 19-П суд, в частности, отметил, что:

  • в системе действующего правового регулирования правом на оказание возмездных услуг по передаче электрической энергии ее потребителям на розничных рынках наделены только ТСО;
  • владельцы электросетей после утраты ими статуса ТСО обязаны как потребители электрической энергии продолжать эксплуатацию принадлежащих им сетей в соответствии с требованиями закона и не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии иным потребителям и требовать за это оплату;
  • запрет требовать оплату за переток электрической энергии означает не только запрет на получение владельцами электросетей, через которые опосредованно присоединены энергопринимающие устройства иных потребителей, дохода от этой деятельности, но и запрет на возмещение расходов, которые несут владельцы при ее осуществлении;
  • на владельцев электросетей, утративших статус ТСО, возложена обязанность оплачивать стоимость потерь, возникающих при эксплуатации принадлежащих им электросетей.

Таким образом, факт владения электросетями в отсутствие у их владельца статуса ТСО является весьма обременительным и формирует на стороне владельца электросетей некомпенсируемые расходы.

Налогообложение владельцев электросетей

Владение электросетями связано для их владельца с определенными налоговыми обязательствами. Это, в частности, подтверждает весьма обширная практика рассмотрения Верховным Судом РФ споров владельцев электросетей с ФНС России, в рамках которых решался вопрос о необходимости включения стоимости некоторых энергообъектов (в т.ч электросетей) в налоговую базу налога на имущество организаций.

К применимым можно, например, отнести следующие решения Верховного Суда РФ:

  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222 по делу № А32-56709/2019;
  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 10.10.2024 № 303-ЭС24-8693 по делу № А73-513/2023;
  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 26.11.2024 № 306-ЭС24-13246 по делу № А12-9734/2023;
  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.01.2025 № 306-ЭС24-10450 по делу № А12-12954/2023;
  • определение Судебной коллегии по экономическим спорам от 17.01.2025 № 309-ЭС24-16395 по делу № А60-10009/2023.

В рамках рассмотрения указанных дел суд оценивал необходимость включения в налоговую базу по налогу на имущество организаций стоимости в т.ч. следующих энергообъектов:

  • трансформаторные подстанции;
  • трансформаторы;
  • шкафы автоматики и защиты отводящих линий;
  • распределительные устройства;
  • кабельные сети и др.

В данных спорах позиция ФНС России строилась на том, что спорные энергообъекты, будучи частью зданий и сооружений, представляют собой единую сложную вещь (тепло-, электростанцию), предназначенную для производства энергии и обладающую признаками недвижимого имущества (сооружения). Данные объекты входят в состав энергоблока станции, являются конструктивно и технологически взаимосвязанными, имеют неразрывную связь с землей и их перемещение без причинения ущерба назначению невозможно. Такие энергообъекты могут выполнять свои функции исключительно в комплексе, возведенном в виде объекта капитального строительства. Следовательно, по мнению ФНС России, стоимость спорных энергообъектов подлежит включению в налоговую базу налога на имущество организаций.

На, как полагает Верховный Суд РФ:

  • распространение правового режима неделимой вещи, сложных вещей или единого недвижимого комплекса на всю совокупность вещей, включающих в себя как движимое, так и недвижимое имущество, продиктовано целями гражданского оборота, связанными с обеспечением его стабильности, что не тождественно целям налогообложения;
  • в соответствии с ОКОФ оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав. Оборудование, установленное на фундамент, не относится к сооружениям и классифицируется в соответствующих группировках машин и оборудования. Фундамент, на котором установлены такие объекты, входит в состав данного оборудования;
  • ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно-сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций;
  • имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества, в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений, либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций;
  • из того факта, что выработка энергии является результатом сложного технологического процесса, в котором функционально задействованы все виды основных средств (машины и оборудование, здания и сооружения), не следует вывод о допустимости их совокупного налогообложения.

Но, несмотря на кажущуюся сформированность практики, налоговые риски владельцев электросетей, связанные с возможным отнесением сетей к объектам налогообложения, можно по-прежнему считать актуальными. Это связано с тем, что процитированная практика Верховного Суда РФ касается в основном ситуации, при которой электросети рассматривались в качестве составной части объектов по производству энергии. Кроме того, вышеуказанные решения суда выносились с учетом обстоятельств конкретного дела.

Это не позволяет однозначно применить сформированную практику к любой ситуации, связанной с владением электросетями, в связи с чем степень налоговых рисков владельца электросетей в каждом конкретном случае требует отдельной оценки.

Заключение

Безусловно, вышеприведенный перечень сложностей, связанных с созданием и владением электросетями, не является исчерпывающим. Но даже его демонстрация позволяет отнести электросети к категории весьма проблемного актива, создание и владение которым сопряжено с массой юридических рисков и финансовых издержек.

В контексте динамично меняющегося законодательства в сфере энергетики и, порой, критичности рисков, связанных с его нарушением, преодоление существующих сложностей, обусловленных созданием и владением электросетями, требует от застройщиков внимательного мониторинга и учета всех регуляторных реалий. Эффективность же профилактики юридических и прочих рисков требует, чтобы такая работа носила системный характер.

Всё это необходимо учитывать при реализации строительных проектов и, в частности, при решении вопроса о принадлежности создаваемых электросетей.


Сноски:

[1] Электрическая сеть – совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи (п. 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утв. приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204).


Источник: журнал "Строительный форсайт: право и менеджмент", 2025, № 2 (скачать номер).

Image

Интересные материалы

Все материалы
Не пропускайте обновления портала и самые важные юридические события в энергетике

Подпишитесь на наш телеграм!

Почта: info@energolegal.ru
Телеграм: energolegal_ru

Портал о правовом регулировании и правоприменении в энергетике.