Применение ФАС России статей КоАП в области энергетики

Согласно данным базы решений ФАС (по состоянию на 11.12.2025) в течение 2025 года ФАС рассмотрела 162 дела, касающихся нарушения норм КоАП РФ в сферах электро- и теплоснабжения.

Распределение общего количества дел в привязке к конкретным статьям КоАП РФ выглядит следующим образом:

  • ст. 9.15 КоАП РФ (нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии) — 1 дело; 
  • ст. 9.16 КоАП РФ (нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности) — 2 дела; 
  • ст. 9.21 КоАП РФ — (нарушение правил недискриминационного доступа, порядка технологического присоединения) — 157 дел;
  • ст. 14.31 КоАП РФ — (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) — 2 дела.

Таким образом дела, связанные с нарушением недискриминационного доступа к сетевой инфраструктуре, составляют порядка 97% от всех рассмотренных ФАСом дел (см. диаграмму).

Statistika_FAS.jpg - 53.62 kB

Рисунок 1 — Распределение по статьям КоАП РФ общего количества дел в сфере энергетики, рассмотренных ФАС России в 2025 году.

Анализ статистики

Диспропорциональность рассмотрения дел применительно к различным статьям КоАП может быть связана с множеством факторов.

Как вариант, вышеприведенная статистика демонстрирует реальное соотношение нарушений тех или иных статей КоАП.

Так, например, низкий уровень соблюдения запретов, предусмотренных ст. 9.21. КоАП, можно объяснить сложностью выполнения владельцами сетей всех законодательных требований к техприсоединению и, одновременно, недостаточно строгим наказанием за их нарушение. При этом высокий уровень соблюдения запретов ст. 14.31 КоАП может быть связан с применением жестких санкций (оборотных штрафов), связанных с допущенными нарушениями.

Кроме того незначительное число дел по ст. 14.31 КоАП можно связать и с активным использованием ФАС такого инструмента, как предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Также вполне возможно, что диспропорциональность – это результат акцента ФАС на одной из наиболее простых с т.з. привлечения к ответственности надзорных областей в энергетике. Ведь, к примеру, подтвердить нарушение сроков техприсоединения и привлечь нарушителя к ответственности по ст. 9.21 КоАП значительно проще, чем обосновать установление монопольно высокой цены на энергию и привлечь нарушителя к ответственности по ст. 14.31 КоАП.

Но, вероятнее всего, указанная статистика сложилась в связи с совокупностью всех вышеупомянутых факторов.

Риски владельцев сетевой инфраструктуры

Высокая надзорная активность ФАС в сфере действия запретов ст. 9.21 КоАП формирует на стороне владельцев сетевой инфраструктуры повышенные риски.

Например, максимальная санкция за повторное нарушение ст. 9.21 КоАП для юрлиц – штраф 1 млн. руб., для должностных лиц – штраф 50 т.р. или дисквалификация. Также привлечение к ответственности – это еще и финансовые издержки, связанные с возможным юридическим сопровождением административных и судебных споров.

Кроме того важно помнить и о серьезных имиджевых потерях бизнеса, обусловленных привлечением к ответственности. Такие потери ведут к еще большей фокусировке внимания надзирателей на работе владельца сетей, что, в свою очередь, является самодостаточным источником реализации правовых рисков.

Поэтому владельцам сетевой инфраструктуры следует уделять особое внимание:

  • оценке законности своих регламентов и бизнес-процессов, связанных с техприсоединением;
  • контролю за соблюдением установленных процедур и сроков допуска заявителей к инфраструктуре.

Сигналы другим участникам рынка

Концентрация внимания ФАС в основном на области применения ст. 9.21 КоАП – не повод расслабляться. Ведь в такой практике есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы – в сужении надзорного горизонта ФАС и, как итог, в снижении вероятности проявления рисков в иных (не связанных со ст. 9.21 КоАП) областях. Минусы – в отсутствии методологии корректного поведения на энергорынках, которая, как правило, вырабатывается ФАС через правоприменительную практику.

Поэтому сложившаяся ситуация требует от субъектов рынка еще большей осмотрительности и еще более вдумчивой юридической профилактики.


Правовые заключения — подготовка юридических заключений по сложным вопросам энергетики.