Антимонопольный комплаенс в компаниях энергетики

Не секрет, что реализация основной коммерческой деятельности на рынках энергетики (электро-, тепло-, водоснабжения и т.п.) сопряжена со значительными правовыми рисками. Наиболее критичными среди них являются антимонопольные риски.

Это объясняет высокую актуальность внедрения на любом энергопредприятии системы антимонопольного комплаенса – совокупности правовых и организационных мер, направленных на предупреждение нарушения антимонопольного законодательства.

Практика показывает, что фрагменты антимонопольного комплаенса в том или ином виде реализуются практически всеми компаниями энергетики. Между тем, о целостном характере и эффективности системы антимонопольного комплаенса компании можно говорить лишь при условии:

  • обеспечения реальной приверженности компании «позитивной» бизнес-культуре, основанной на безусловном соблюдении антимонопольного законодательства, принципов деловой этики и нетерпимости к их нарушению (причем, безотносительно к получаемым сиюминутным экономическим эффектам);
  • восприятия антимонопольного комплаенса в качестве стратегического приоритета и ключевого компонента долгосрочного и цивилизованного развития компании;
  • обеспечения устойчивости системы антимонопольного комплаенса через неукоснительную реализацию всех компонентов эффективности системы комплаенс;
  • поддержания динамизма системы антимонопольного комплаенса через регулярное обобщение опыта профилактики нарушений, совершенствование существующих инструментов профилактики, выработку и внедрение новых эффективных инструментов.

В таком контексте крайне важной является регулярная проверка эффективности системы антимонопольного комплаенса, которую необходимо проводить в том числе и в рамках самоконтроля системы.

Но для этого требуется реализация как минимум следующих шагов:

  1. Выработка в компании перечня факторов (ориентиров) эффективности системы комплаенса (желательно подробно описать такие факторы во внутреннем документе компании, например, в политике антимонопольного комплаенса).
  2. Периодическая оценка обеспечения в компании всех факторов эффективности системы комплаенса.

В этих целях предлагаем использовать Перечень факторов эффективности системы антимонопольного комплаенса в компаниях энергетики (см. приложение). Данный перечень может быть использован в качестве методологической базы для подготовки собственной политики антимонопольного комплаенса, либо качестве типового чек-листа проверки эффективности внутренней системы соответствия требованиям антимонопольного законодательства.


Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМПЛАЕНСА

I. Профилактика

1. Вовлеченность руководства

  • Генеральный директор лично контролирует эффективность функционирования системы антимонопольного комплаенса.
  • Генеральный директор демонстрирует приверженность антимонопольному комплаенсу и этическим принципам ведения бизнеса при принятии решений.
  • Генеральный директор управляет системой антимонопольного комплаенса и задействован в функционировании всех ее компонентов (вовлечен в процессы оценки рисков, разработки и утверждения регламентации и методологии реализации бизнес-процессов компании, участвует в обучении и т.п.).
  • Генеральный директор проинформирован обо всех комплаенс-рисках компании.
  • Генеральный директор проинформирован обо всех случаях нарушения антимонопольного комплаенса в компании.
  • Руководство проинформировано о состоянии системы антимонопольного комплаенса в компании и оказывает влиятельную поддержку ее внедрению и развитию.

2. Выявление и предотвращение рисков

  • Принимаемые компанией бизнес-решения подвергаются предварительной оценке согласно матрице определения категории риска (должна быть разработана в Компании). Компания неукоснительно руководствуется ориентирами корректного поведения в зависимости от степени критичности того или иного риска.
  • В компании организована предварительная юридическая экспертиза договорной документации, переписки с контрагентами и надзорными органами.
  • В компании существуют и на регулярной основе функционируют системы мониторинга возникновения потенциальных рисков: мониторинг проектируемых и издаваемых нормативных правовых актов; мониторинг изменения судебной практики; мониторинг разъяснений надзорных органов, мониторинг претензий контрагентов и т.п.
  • В компании производится регулярная и оперативная аналитическая обработка информационных данных систем мониторинга на предмет выявления новых рисков или изменения факторов, влияющих на вероятность реализации существующих рисков.
  • По результатам мониторинга и анализа информационных данных в компании производится оперативный пересмотр карты комплаенс-рисков (должна быть разработана в компании).
  • В компании внедряются и используются современные инструменты программного и аппаратного обеспечения функционирования системы антимонопольного комплаенса: системы электронного документооборота, контроля реализации и исполнения поручений менеджмента, автоматизированные системы учета судебных и административных разбирательств, реестры учета и исполнения предписаний надзорных органов, справочно-правовые системы и т.п.
  • В компании обеспечена высокая степень доступности экспертного ресурса (юристы, экономисты и др.) и их регулярная вовлеченность в процессы предварительного анализа и оценки комплаенс-рисков при реализации бизнес-процессов.
  • Экспертные роли и области экспертного анализа и оценки комплаенс-рисков четко распределены между структурными подразделениями компании.
  • Ресурсное обеспечение экспертных подразделений адекватно масштабам реализуемой ими оценки комплаенс-рисков.
  • В компании организована регулярная коммуникация с регулятором (ФАС России), обеспечивающая получение от него необходимых разъяснений действующих нормативных требований.
  • В компании реализовано оперативное информирование сотрудников о существующих комплаенс-рисках, о вновь выявленных рисках и (или) изменении степени возможной реализации ранее выявленных рисков.
  • Компания проводит предварительную проверку нанимаемых сотрудников на предмет совершения ими ранее нарушений антимонопольного законодательства. Кандидаты, ранее совершившие нарушение, не допускаются на руководящие должности Компании.

3. Регламентация и методология

  • В компании внедрена регламентация всех внутренних процессов, обеспечивающая эффективность функционирования системы антимонопольного комплаенса.
  • Существующая в компании регламентация не является избыточной, не влечет за собой бюрократизацию внутренних процедур и не препятствует повседневной работе сотрудников.
  • Обеспечивается высокое качество регламентации и методологии с точки зрения простоты изложения и доступности ее восприятия всеми сотрудниками.
  • Все регламентирующие документы компании подвергаются предварительной экспертной оценке со стороны структурных подразделений компании. Экспертная компетенция и зоны контроля структурных подразделений компании в рамках предварительной оценки документов четко распределены и неукоснительно соблюдаются.
  • В компании четко регламентирована компетенция структурных подразделений, а также распределены зоны их персональной ответственности при предварительной экспертизе бизнес-решений.
  • В компании внедрена актуальная методология (типовая документация, адресные экспертные рекомендации, база юридических знаний и т.п.), направленная на предотвращение комплаенс-рисков.
  • Регламентирующие и методологические документы компании поддерживаются в актуальном состоянии. По мере изменения законодательных требований, правоприменительной практики, а также реализации иных факторов, влияющих на комплаенс-риски, регламентация и методология оперативно корректируются. Безотносительно к реализации указанных факторов регламентация и методология регулярно (не реже одного раза в три года) анализируется на предмет необходимости ее актуализации.
  • В компании обеспечена высокая доступность регламентации и методологии для всех сотрудников: все необходимые документы размещены и понятно структурированы в электронной базе ЛНА и (или) на корпоративном Интранет-портале; все сотрудники имеют беспрепятственный доступ к этим системам; обеспечивается бесперебойная круглосуточная работа систем; обеспечивается возможность удаленного доступа к системам как с использованием персонального компьютера, так и планшета или смартфона).
  • В компании внедрена процедура обязательного ознакомления сотрудников (включая генерального директора) с внутренними регламентирующими и методологическими документами. Данная процедура неукоснительно соблюдается.

4. Обучение и проверка знаний

  • В компании на регулярной основе производится обучение и проверка знаний сотрудников. Определены периодичность, средства и методы обучения.
  • В компании установлена обязательность прохождения обучения всеми без исключения сотрудниками, задействованными в бизнес-процессах, относящихся к рисковым областям бизнеса (должны быть определены в компании).
  • В компании утвержден годовой план обучения сотрудников. Обучение реализуется в соответствии с утвержденным планом. По результатам обучения производится проверка знаний.
  • Результаты обучения и проверки знаний документируются.
  • В компании обеспечено адекватное ресурсное обеспечение обучения и проверки знаний: используются современные средства и способы обучения; к обучению привлекаются авторитетные спикеры; используются программные и аппаратные средства автоматизации обучения, проверки знаний и фиксации данных фактов.
  • Обучающие материалы регулярно актуализируются.
  • Обеспечена высокая доступность обучающих материалов для сотрудников компании: материалы четко структурированы и хранятся на корпоративном Интранет-портале; обеспечен круглосуточный доступ к материалам всем без исключения сотрудникам компании.
  • В компании определены и неукоснительно применяются меры дисциплинарного воздействия по отношению к сотрудникам, не прошедшим обучение и (или) проверку знаний по результатам обучения.

II. Контроль

5. Мониторинг нарушений

  • В компании реализуется регулярный мониторинг соблюдения требований антимонопольного законодательства.
  • В область мониторинга попадают: все входящие претензии контрагентов компании, а также их жалобы на компанию в надзорные органы; все входящие документы от надзорных органов, содержащие запрос информации, или, содержащие сведения о предстоящих проверках Компании; информация о компании в средствах массовой информации; переписка с контрагентами и договорная документация.
  • В компании на периодической основе (не реже одного раза в три года) производится внешний аудит соблюдения требований антимонопольного законодательства.

6. Информирование о нарушениях

  • В компании созданы и функционируют каналы информирования о планируемых или допущенных нарушениях антимонопольного законодательства: «горячая линия», «ящик доверия» и т.п.
  • Информирование реализуется как минимум следующими способами: телефон, электронная почта, форма обратной связи на сайте, почтовый ящик.
  • Компания обеспечивает возможность отправки в ее адрес конфиденциальных сообщений.
  • Возможность информирования доступна как сотрудникам компании, так и третьим лицам.
  • Компания поощряет информирование о нарушениях (с использованием различных инструментов поощрения).
  • Сотрудники компании привлекаются к ответственности за преднамеренное ложное сообщение.
  • В компании действует система противодействия репрессивным мерам в отношении сотрудников, сообщивших о нарушении.
  • Все сотрудники компании осведомлены о существовании каналов информирования, о мерах поощрения, ответственности и защиты от репрессивных мер.
  • Информация о каналах информирования размещена на корпоративном сайте и на Интранет-портале компании.
  • Компания в обязательном порядке доводит до лиц, сообщивших о нарушении, информацию о принятых компанией мерах в связи с поступившим сообщением.

7. Расследование нарушений

  • Компания проводит комиссионное расследование (с участием как минимум представителей службы безопасности, комплаенс-подразделения, юридического подразделения) по всем без исключения фактам нарушения антимонопольного законодательства, а также по каждому факту сообщения о планируемых или допущенных нарушениях. В рамках расследования выявляются лица, допустившие нарушение, а также причины и условия их совершения.
  • Результаты расследования документируются и хранятся вместе с доказательствами, собранными в рамках расследования.

III. Реагирование

8. Привлечение к ответственности за нарушения

  • В Компании неукоснительно реализуются меры ответственности по отношению ко всем без исключения сотрудникам, допустившим нарушение требований антимонопольного законодательства.
  • При выборе мер воздействия учитываются факторы, смягчающие и отягчающие вину нарушителя.
  • Компания объективна и последовательна в выборе мер воздействия на нарушителей и строго следит за идентичностью применяемых мер по отношению к нарушителям, допустившим равнозначные нарушения.
  • Компания информирует сотрудников о мерах, принятых по отношению к нарушителям.

9. Корректировка системы

  • В компании реализуется регулярный и оперативный анализ количественных показателей нарушений, их динамики, причин и условий реализации комплаенс-рисков.
  • По результатам анализа в обязательном порядке предпринимаются оперативные шаги по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям, вырабатываются планы устранения рисков, производится необходимая донастройка и актуализация внутренней регламентации бизнес-процессов сообразно выявленным рискам.

Скачать чек-лист в формате pdf.

См. Типовую политику антимонопольного комплаенса для компаний энергетики.


Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.